
20 января Дональд Трамп официально вступил в должность 47 президента США. Во время предвыборной кампании он пообещал смягчить подход к криптовалютной сфере, а незадолго до инаугурации запустил один из самых обсуждаемых мем-коинов.
Cryptol собрал главное о новом лидере крупнейшей экономики мира, его связях с цифровыми активами и «новой эре» для крипторынка.
Предвыборная программа Трампа
Между первым и вторым сроками Трамп прошел путь от скептика к цифровым активам до «криптопрезидента», первым запустив мем-токен.
Эксперты считают, что его первоначальная неприязнь к криптовалютам объяснялась стремлением сохранить доминирующую роль доллара. Однако недовольство сообществом политикой администрации Джо Байдена привело к пересмотру взглядов. В начале 2024 года Трамп открыто поддержал индустрию.
«Похоже, он осознал экономический потенциал криптовалют и понял, что, контролируя этот рынок и задавая тренды, США не потеряют глобальную гегемонию», — пояснил директор по аналитике “ШАРД” Федор Иванов.
Команда политика сделала ставку на криптовалютно настроенных избирателей и сфокусировалась на соответствующей риторике.
«Несомненно, Трамп хотел привлечь голоса сторонников криптоиндустрии и, вероятно, рассчитывал на симпатии поклонников Илона Маска», — добавил аналитик BestChange Никита Зуборев.
При этом эксперт считает, что лично Трамп сохраняет определенный скепсис. Однако его советники убедили политика в выгоде криптовалют для снижения госдолга.
«Для него это очередная “игрушка”, как для Илона Маска, но способная приносить миллионы, — объяснил Зуборев. — Официальная поддержка пока слаба, однако вокруг нее много шума.»
Насколько реализуются обещания Трампа — открытый вопрос, но наблюдатели полагают, что перемены могут произойти быстро.
«Он действует стремительно. Если подписаны указы, о которых ходят слухи, это может быть переломным моментом. Однако стоит помнить об импульсивном характере решений», — подчеркнул CEO Blum Глеб Костарев.
Некоторые из предвыборных шагов уже в реализации.
Кадровые перестановки
Одним из пунктов кампании Трампа стала смена руководителей ключевых ведомств, влияющих на крипторегулирование.
Самым громким пунктом было обещание уволить председателя SEC Гэри Генслера, не любимого в индустрии за жесткую позицию. Трамп объявил об этом на конференции Bitcoin 2024, вызвав аплодисменты.
В ноябре 2024 года Генслер подтвердил, что уходит в отставку в день инаугурации — за год до завершения срока.
Среди претендентов на этот пост называли юриста Robinhood Дэна Галлахера, экс-главу CFTC Криса Джанкарло, комиссара SEC Хестер Пирс, экс-юрисконсульта SEC Роберта Стеббинса, миллиардера Марка Кьюбана и топ-менеджера Binance Тиграна Гамбаряна.
В декабре 2024 года Трамп номинировал Пола Аткинса, экс-комиссара SEC, сторонника криптовалют и члена совета некоммерческой организации The Digital Chamber, на пост главы ведомства. Криптосообщество восприняло новость позитивно.
До утверждения Аткинса Конгрессом временно исполняющим обязанности главы SEC стал комиссар Марк Уеда.
CFTC также ждет смена руководства. Председатель Ростин Бенам объявил об уходе. При его руководстве комиссия обвинила FTX и Binance в нарушениях, но проявляла более мягкий подход по сравнению с SEC. Бенам призывал к расширению полномочий над DeFi и DEX.
Главным кандидатом на пост стал Брайан Квинтенц, экс-комиссар CFTC и директор криптоподразделения a16z, критиковавший подход SEC. Пока его не утвердят, и. о. останется комиссар Кэролайн Фэм, экс-топ Citibank.
«Новое руководство SEC и CFTC — шанс на перезагрузку диалога с индустрией. Если там появятся люди, разбирающиеся в крипте, это ускорит легализацию рынка», — отметил Костарев.
В ноябре 2024-го Трамп предложил управляющего хедж-фондом Скотта Бессента на должность министра финансов.
Президент также назначил главой Минздрава Роберта Кеннеди-младшего, руководителем Пентагона Пита Хесета, а торговое ведомство поручил CEO Cantor Fitzgerald Ховарду Лютнику.
Кроме того, администрация Трампа объявила о создании нового «Департамента эффективности госуправления» (DOGE), который возглавят Илон Маск и Вивек Рамасвами.
Биткоин-резерв
Другим резонансным пунктом кампании стало обещание Трампа сформировать национальный биткоин-резерв.
Политик говорил об этом во время Bitcoin 2024 наряду с увольнением Генслера. Он утверждал, что власти не продадут конфискованные 213 239 BTC, а сделают их «базой стратегического резерва».
Появились данные о законопроекте сенатора Синтии Ламмис, позволяющем накопить 1 млн BTC за 5 лет, используя золотые резервы США.
В декабре 2024-го CEO Satoshi Action Fund Деннис Портер сообщил, что Трамп может подписать указ о создании биткоин-резерва за счет средств ESF. Затем несколько штатов начали собственные программы накопления.
Changpeng Zhao, глава Binance, поддержал идею, назвав создание государственного запаса BTC “неизбежным” примером для многих стран.
Экс-министр финансов Лоуренс Саммерс раскритиковал план, назвав его потенциальной “наградой крупным спонсорам” Трампа.
Трейдер Владимир Коэн считает биткоин-резерв популистским лозунгом:
«Вряд ли Конгресс одобрит проект Ламмис, даже если Трамп подпишет указ. Слишком много препятствий — волатильность, нерегулируемая природа, отсутствие контроля со стороны США.»
По мнению Коэна, власти скорее выпустят «казначейские облигации, номинированные в биткоинах», но и это не решит вопроса контроля, важного для Вашингтона.
«США используют доллар как инструмент давления, что невозможно с биткоином. Таким образом, реальных условий для размещения BTC в госрезерве пока нет,» — резюмировал он.
Оппозиция CBDC
Трамп также пообещал заблокировать появление цифрового доллара (CBDC), которого опасались его соратники, включая Бессента и Кеннеди-младшего.
В 2022 году ФРС выпустила доклад о возможной цифровой валюте США, видя в ней возможность сохранить лидерство доллара. При этом отмечались риски оттока депозитов и угрозы приватности, а также сложность инфраструктуры.
“CBDC — это фиат 2.0, способ сделать деньги еще хуже,” — утверждает экономист Евгений Романенко.
По его словам, запуск цифрового доллара усилил бы вмешательство госорганов в экономику и частную жизнь граждан.
Влияние на традиционную экономику
Основной проблемой США Романенко назвал госдолг в $36 трлн, провоцирующий инфляцию. Чтобы остановить его рост, по мнению эксперта, надо радикально снизить бюджетные расходы и, возможно, отказаться от роли “мирового жандарма,” что может вызвать новую волну международных конфликтов.
«Радикальные реформы маловероятны, а точечные меры не решают фундаментальных проблем,» — считает он.
Романенко допускает, что криптовалюты могут помочь модернизировать систему, но бюрократию нужно решительно “сокращать” администрации Трампа.
“Президентские мем-коины”
18 января Трамп выпустил TRUMP на блокчейне Solana, подорожавший на 220% за сутки (FDV — $62 млрд). Это подтолкнуло SOL к новому ATH в $270.
Крупные биржи Binance, Bybit, HTX, Gate, Bitget добавили токен в листинг.
На следующий день супруга президента Мелания Трамп запустила MELANIA, актив обвалил TRUMP с $61 до $38,9. За два дня DEX-объемы Solana достигли $27 млрд, TVL вырос до $11 млрд, а сборы за транзакции — $57 млн.
К 21 января TRUMP и MELANIA упали на 29,8% и 53,8% от пиков. Сообщество разочаровало, что в инаугурационной речи президент ничего не сказал о криптовалютах.
Эксперты видят “этические и правовые” угрозы. Одни обвинили Трампа и супругу в жадности, другие ожидают вмешательства SEC.
Умар Ашраф (TradeZella) назвал запуск мем-токенов “неприемлемым для лидера государства.”
Зак Гусман (CNBC) усомнился в законности таких действий, ведь выпуск произошел до инаугурации, чтобы избежать вероятных претензий.
CEO Exved Сергей Менделеев напомнил, что SEC преследовала Илона Маска, Павла Дурова, Марка Цукерберга за похожие “фокусы.” Он видит риск рыночных манипуляций:
«Почему Трамп “заработал” миллиарды, а остальных обвинили бы в мошенничестве?» — задался он вопросом.
“Хуже, чем было, не будет”
Сооснователь Allbridge.io Андрей Великий считает, что ситуация в США для крипты и так “была уже хуже некуда,” поэтому Трамп способен улучшить климат.
«Не ждем “дикого запада,” но большинство Сената про-крипто и не хотят отдавать рынок Азии. Трамп любит приток капитала, так что, скорее всего, криптобизнесу станет легче работать,» — заявил Великий.
Он рассчитывает, что реальные действия президента будут “цивилизованнее,” чем предвыборные лозунги.
«Рынок воспримет это позитивно, ведь Трамп — бизнесмен, ему важны инвестиции в США,» подчеркнул эксперт.
Context
- В январе ходили слухи, что Трамп готовит указ, провозглашающий крипту “национальным приоритетом.”